Устойчивость в условиях турбулентности: финансовый отчет «АвтоВАЗа» за 2023 на положительной ноте
Результаты продаж автомобилей
Гладко было на бумаге, но овраги оказались китайскими
Есть ли выход
Устойчивость в условиях турбулентности: финансовый отчет «АвтоВАЗа» за 2023 на положительной ноте
Источник:
Как отмечал портал pronedra.ru, компания так и не опубликовала консолидированную финансовую отчетность за 2022 год. Соколов объявил в начале 2023 года, что чистая прибыль по МСФО в прошлом году составила 1,6 млрд руб. Он также подчеркнул, что санкционные риски не только не уменьшаются, но и становятся более угрожающими.
«Два месяца работы «АвтоВАЗа» в рамках группы Renault в прошлом году в условиях обычной ситуации — январь и февраль, — а также фактически и март, позволили выйти на какой-то, так сказать, не нулевой и не отрицательный результат. По большому счету, финмодель работы «АвтоВАЗа» в первом полугодии текущего года уже отталкивалась от гораздо худших параметров», — сказал Соколов журналистам.
Основные трудности в 2024 год год связаны с значительным ростом себестоимости комплектующих, ослаблением курса рубля, повышением ключевой ставки, а также рисками, которые не были учтены в изначально утвержденной финансовой модели при согласовании советом директоров бюджета.
«Сложные времена требуют не только силы, но и стратегического взгляда на управление финансами,» — поделился Максим Соколов, президент АО «АвтоВАЗ», обращая внимание на вызовы, с которыми компания столкнулась в прошлом году.
«Неполная загрузка конвейеров и серьезные организационные издержки создавали определенные моменты напряжения. До сентября месяца финансовая модель «АвтоВАЗа» буквально балансировала на грани маржинальности, если не за её пределами,» — отметил он, раскрывая финансовые трудности, с которыми столкнулся автопроизводитель.
«Однако, именно в сентябре, как будто по сценарию, мы столкнулись с включением в SDN List, и все наши труды начали распадаться: цепочки поставок разрушались, требовалось предварительное финансирование сделок. А предварительное финансирование при высоких ставках кредитования, естественно, приводило к существенным финансовым потерям,» — пояснил руководитель «АвтоВАЗа».
Этот неожиданный поворот событий добавил новые слои сложности к управлению финансами компании, вынуждая ее адаптироваться к новым реалиям и быстро реагировать на вызовы, которые подкидывает нестабильная геополитическая обстановка.
Вместе с тем Соколов подчеркнул, что автопроизводитель ожидает получения прибыли и в этом году. «На самом деле, мы смотрим оптимистично, я скажу так. И я выражаю определенную уверенность, что и в этом году финансовая модель деятельности «АвтоВАЗа» не будет убыточной по МСФО», — добавил Соколов.
Результаты продаж автомобилей
Источник: http://info.avtovaz.ru/
Как сообщалось, продажи автомобилей Lada в РФ в январе-октябре 2023 года выросли в годовом выражении почти вдвое, до 283 464 штук. В ноябре результаты реализации оказались еще более внушительными, было продано 36 054 LADA пассажирских и коммерческих моделей, что на 65,9% выше, чем в ноябре прошлого года. Всего за 11 месяцев в РФ официальные дилеры LADA продали 319 518 новых автомобилей, продемонстрировав рост в 94,1% по сравнению с 2022 годом.
Гладко было на бумаге, но овраги оказались китайскими
И вот, после таких обнадеживающих заявлений, настроение главы «АвтоВАЗа» резко изменилось. Всего за четыре недели Максим Соколов понял, что у отечественного производителя нет шансов победить в конкурентной борьбе с китайскими компаниями.
На пресс-конференции в Ижевске, Максим Соколов отметил решающую роль государственного регулирования в формировании сценария развития авторынка России к 2030 году. Подчеркнув, что открыто конкурировать с китайским рынком становится практически невозможным, он выразил мнение, что без государственных дотаций «АвтоВАЗу» будет «нереально конкурировать» с китайскими автомобильными концернами.
Источник:
Максим Соколов указал на несопоставимость объемов автомобильных рынков Китая и России, подчеркнув, что поддерживая китайский автопром, можно столкнуться с трудностью продаж отечественных высоколокализованных машин. Отвечая на вопрос о перспективах электромобилей, он опять подчеркнул важность государственных мер поддержки.
В планах «АвтоВАЗа» на следующий год — инвестиции в размере 45 млрд рублей в разработку новых продуктов. К 2030 году в линейке концерна планируется 12 моделей. Соколов подчеркнул, что без государственных дотаций не удалось бы реализовать проект Lada e-Largus.
Сравнивая рынки Китая и России, он признал, что это нелепо, но в то же время подчеркнул важность сосредоточения «АвтоВАЗа» на бюджетном сегменте. В этом контексте он выделил стратегическое направление компании, которая, несмотря на конкуренцию с крупными китайскими концернами, будет делать акцент на бюджетных решениях, к которым китайские автопроизводители не проявили интереса.
Есть ли выход
АвтоВАЗ» стремится утвердиться в нише самых доступных автомобилей, где в настоящее время он успешно преуспевает с моделями, такими как Niva и Granta. Однако поддержание конкурентоспособных цен на эти модели оказывается сложной задачей, поскольку в их производстве используется значительное количество импортных комплектующих, в том числе из Китая.
Сегмент доступных автомобилей, где «АвтоВАЗ» доминирует, стал объектом внимания не только на российском рынке, но и за его пределами. Корпорации Stellantis и Ford ранее призывали к сдерживанию экспансии китайских автопроизводителей.
По последним данным, к сентябрю ежемесячные доходы китайских автомобильных брендов на российском рынке превысили 1 млрд долларов. К концу августа число китайских автомобилей на российском рынке превысило 1 млн штук. Эти внушительные цифры подчеркивают нарастающее влияние и успешное утверждение китайских автомобильных брендов на рынке, что ставит «АвтоВАЗ» и других отечественных производителей в условия конкуренции, требующей постоянного совершенствования и стратегической адаптации.