Источник фото: nvdaily.ru
Энергоресурсы из России в значительном объеме были перенаправлены в Азиатско-Тихоокеанский регион на фоне ужесточения западных ограничений. Это привело к увеличению спроса на железнодорожные перевозки на восток. Однако существует альтернативный маршрут через Черное и Азовское моря. Он используется для поставок угля в страны АТР, Африки и Ближнего Востока, сообщает «Российская газета».
Мировые цены на уголь снизились, что вызывало некоторое беспокойство аналитиков и представителей добывающей отрасли. Однако, Россия продолжает наращивать экспорт твердого топлива. При этом существующая инфраструктура не всегда справляется с увеличивающимся объемом перевозок. По оценкам экспертов, разрыв между спросом на перевозку угля и пропускной способностью железных дорог будет сохраняться и в будущем, превышая предложение на 60 млн т в год к 2035 г.
Существует несколько маршрутов для экспорта угля из России, включая поставки через порты Дальнего Востока и Черного моря. При этом на фоне снижения цен на уголь любое увеличение затрат на логистику оказывается негативным для экспортеров.
Решение о маршруте экспорта угля зависит от ряда факторов, включая экономическую целесообразность и доступность железнодорожной инфраструктуры. Эксперты также обращают внимание на важность оценки окупаемости инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры.
Спад поставок через азовские и черноморские порты в 2023 г. свидетельствует о нестабильности на рынке. В то время как рост отгрузки через порты Балтики, Дальнего Востока и даже Арктики отражает изменения в структуре экспорта.
Снижение цен на уголь создает дополнительные вызовы для российской добывающей отрасли на фоне санкций и необходимости менять логистические цепочки. Журналисты pronedra.ru ранее сообщали, что аналитики прогнозировали высокую вероятность сокращения добычи в текущих условиях. Однако, мир продолжает демонстрировать спрос на уголь. В частности, интерес к нему должен заметно вырасти к 2030 г. в Индии. Показатель достигнет примерно 300 млн т. Индия, вместе с Китаем, относится к основным покупателям российского угля.
Для твердого топлива в России вернули курсовые экспортные пошлины. При этом власти отказались от идеи повышать НДПИ.
Повышение налогов и пошлин приводит к увеличению общих затрат производителей, что может повлиять на конкурентоспособность некоторых игроков на рынке экспорта. Однако, большинство поставщиков не будут сильно пострадать от этих изменений, так как ставки пошлин не являются критическими для основной части производителей.