Коммунальные службы в Москве не стали нарушать действующее законодательство, а также традиции. Поэтому тарифы ЖКХ на коммунальные услуги для москвичей с 1 июля 2022 года традиционно вырастут.
На сколько с 1 июля 2022 года вырастут тарифы ЖКХ в Москве
Мнение экспертов по поводу грядущего повышения стоимости услуг ЖКХ
На сколько с 1 июля 2022 года вырастут тарифы ЖКХ в Москве
С 1 июля произойдет традиционное для России летнее повышение тарифов на услуги ЖКХ. По сообщению Федеральной антимонопольной службы тарифы вырастут в среднем по стране на 4%. При этом по регионам повышение запланировано дифференцированное – в диапазоне от 3,2% до 6,5%. Власти обращают внимание на то, что эти цифры — существенно ниже официальной инфляции: как прошлогодней (8,4%), так и текущей (16,5%). Однако независимые эксперты предупреждают: ориентироваться только на средние цифры роста тарифов не стоит. На самом деле раскошеливаться на оплату «коммуналки» придется гораздо сильнее.
Повышение жилищно-коммунальных тарифов раз в год, с 1 июля – давняя традиция, которая не прерывалась даже в пандемию. В ФАС объясняют, что рост тарифов нужен для сохранения стабильной работы коммунальных служб, затраты которых растут в соответствие с инфляцией, а обогревать и обслуживать жилые дома нужно, как говорится. в любые кризисы и при любой погоде. Тем более, что с 1 июля 2022 года средний рост тарифов составляет вполне «щадящие» 4% — что значительно ниже средней инфляции.
Но независимые эксперты предупреждают: когда первые «повышенные» платежки дойдут до жильцов, весьма вероятно, что рост итоговых сумм там окажется куда более существенным. Прежде всего, так происходит потому, что утвержденные ФАС цифры – средние по субъектам федерации. Как показывает практика предыдущих лет, это позволяет многим городам или даже районам намного (а иногда, и во много раз) превышать средние цифры, мотивируя это производственной необходимостью ресурсоснабжающих организаций.
Кроме того, утверждаемое повышение тарифов не касается таких пунктов, как вывоз мусора и затраты на капитальный ремонт. Опять же, по опыту прошлых лет эти расходы могут стать для конкретных жильцов очень существенными.
Ситуацию усугубляет тот факт, что по итогам прошлого года задолженность предприятий и населения России за коммунальные услуги составила порядка 1,5 трлн рублей. Задолженность организаций ЖКХ перед ресурсоснабжающими организациями –209 млрд рублей. Эта сухая статистика свидетельствует, в частности, о том, что многие домохозяйства уже не справляются с тяжестью коммунальных платежей. И в этом году ситуация наверняка усугубится из-за санкционного кризиса, резко взлетевшей инфляции и заметного падения реальных доходов населения. На этом фоне повышение тарифов ЖКХ даже на «скромные» 4% может оказаться неподъемным для сотен тысяч или даже миллионов семей.
Мнение экспертов по поводу грядущего повышения стоимости услуг ЖКХ
Наталья Чернышева, специалист в области жилищно-коммунального хозяйства, директор Организации народного контроля:
«Рост тарифов ЖКХ в любом случае не может быть резким, потому что специалисты отрасли должны были рассчитывать это заранее и готовиться к обновлению, а не обрушивать его неожиданно на плечи жителей. Кроме того, представляется совершенно несправедливым, когда в некоторых населенных пунктах существенно повышают тарифы, мотивируя это необходимостью планового ремонта. Причем в целом по региону рост тарифов не превышает средних значений, а страдают жители только отдельных городов или даже районов. Необходимо устанавливать не средние, а предельно допустимые значения повышений жилищно-коммунальных тарифов. Кроме того, проверки прокуратуры в некоторых регионах уже показали, что зачастую ресурсоснабжающие организации закладывали в рост тарифов вовсе не декларируемый ремонт, а бонусы топ-менеджерам. Общие цифры задолженности по ЖКХ постоянно растут уже в течение многих лет. И здесь в каждом конкретном случае необходимо разбираться отдельно – возможно, в судебном порядке. Если у семьи объективно нет возможности оплатить задолженность, то государство обязано помочь субсидиями. Необходимо расширять круг тех, кто подпадает под субсидии, прежде всего за счет семей с детьми, а также увеличивать размеры этих субсидий».
Дмитрий Гордеев, член Экспертного совета комитета Госдумы жилищной политике и ЖКХ:
«Оценивая размер повышения тарифов, надо объективно учитывать ситуацию в отрасли. Возьмем конкретную ресурсоснабжающую организацию, например, водоканал. Ему нужно менять ржавые трубы, готовиться к зиме, а денег от потребителей он получил меньше, чем необходимо. Ведь реальная инфляция в стране в 2-3 раза выше, чем установленный тариф. Значит, и ремонт предприятие проведет в меньших объемах, и свою модернизацию. А зимой начнутся аварии. Кому это понравится? Но об этом почему-то никто не задумывается. И нужны ли нам всем заниженные, ограниченные тарифы по ЖКХ, если основное большинство граждан способны оплачивать коммунальные расходы при условии качественного выполнения работ? Если бюджет возместит ресурсонабжающему предприятию недополученные от населения средства, это хорошо. Но такой компенсацией должны заняться региональные власти. А наши субъекты Федерации, как правило, депрессивные, у них денег нет. Нам необходимы объективные коммунальные тарифы, без популизма».