Эксперты оценили возможные последствия введения Евросоюзом санкций против российского СПГ

Эксперты оценили возможные последствия введения Евросоюзом санкций против российского СПГ

Эксперты оценили возможные последствия введения Евросоюзом санкций против российского СПГИсточник фото: oilcapital.ru

В Евросоюзе активно обсуждается возможное введение санкций в отношении импорта СПГ из России. О рассмотрении подобной инициативы заявил Тобиас Билльстрём, министр иностранных дел Швеции. По его словам, СПГ может попасть в 14-й пакет санкций. Как такой шаг повлияет на ЕС и Россию сообщает «Коммерсантъ».

Эксперты отмечают, что подобная мера связана с серьезными рисками. По поставкам СПГ в Европу Россия уступает только США. В 2023 г., согласно статистике Kpler, регион получил от нее 16,4 млн т сжиженного газа. Основные объемы импортировали Франция, Бельгия и Испания. На Швецию, как отметил Билльстрём, приходится небольшое количество импорта. В год страна получает от России менее 100 000 т СПГ через терминал Brunnsviksholme LNG.

За прошедшие месяцы 2024 г. ЕС закупил 4,6 млн т российского сжиженного топлива или 17% от всего импорта. Франция, как сообщали на pronedra.ru, оставалась лидером по объемам приобретенного СПГ из РФ. В сложившейся ситуации европейский рынок рискует столкнуться с серьезными последствиями в случае распространения санкций на сжиженный газ, считают эксперты.

Зависимость ЕС от СПГ сильно выросла на фоне сокращения трубопроводных поставок «голубого топлива». Россия сможет перенаправить поставки сжиженного топлива в Азию и Южную Америку в случае введения новых ограничений, уверен Марсель Салихов, глава Института энергетики и финансов. Однако, логистика может усложниться, особенно – в зимний период. ЕС в этом случае придется искать альтернативные источники СПГ, наращивая импорт из африканских стран, Катара и США.

Антон Именнов, старший партнер Pen & Paper, предполагает, что возможный запрет на импорт российского СПГ будет сопровождаться переходными положениями, аналогичными тем, что уже применялись в отношении нефти и нефтепродуктов. По его мнению, некоторым государствам, для которых российский СПГ является ключевым источником энергии, могут быть предоставлены более мягкие условия, что позволит им постепенно прекратить импорт, согласовав решения с поставщиками. Отказываясь выполнять обязательства по договору, в ЕС могут ссылаться на форс-мажор, отметил Именнов.

Мария Яковлева, возглавляющая в «Яковлев и Партнеры» юридическую группу, предупреждает, что одностороннее расторжение долгосрочных контрактов может привести к международным арбитражным спорам. При этом введение переходных периодов может уменьшить экономические потери и юридические риски.