В Союзе автострахования России звучит тревожный сигнал: в нескольких регионах более 60-70% водителей не имеют ОСАГО. Парадоксально, но именно эти места лидируют по количеству страховых случаев. Журналисты исследовали, почему так происходит и какие меры собираются принять страховщики, чтобы обязать всех водителей иметь полис при себе. Об этом сообщает издание Известия.
Почему ситуацию с ОСАГО назвали катастрофической
Статистика аварий растет постоянно
Почему ситуацию с ОСАГО назвали катастрофической
Эксперты РСА отметили, что высокий процент автомобилистов без полиса ОСАГО обнаружен в нескольких регионах. Лидером оказалась Республика Ингушетия, где доля таких владельцев достигла 77,8%, за ней следует Чеченская Республика с показателем 60,7%. Также значительное количество автовладельцев без страховки зафиксировано в Республике Северная Осетия — Алания (38,5%) и в Республике Дагестан (34,4%).
Источник фото: RG.ru
С другой стороны, в некоторых регионах стало редкостью встретить автомобилиста без полиса ОСАГО. Например, в Республике Татарстан в 2023 году таких всего 0,9%, в Самарской области — 1,6%, а в Москве — 1,8%. Общенационально отмечается снижение числа незастрахованных владельцев автомобилей, что связано с уменьшением объема выплат по причинению ущерба в ДТП незастрахованными водителями за последние пять лет.
По мнению представителей Российского союза автостраховщиков, общее снижение числа автовладельцев без полисов ОСАГО обусловлено увеличением стоимости автомобилей и запчастей. Водители, которые ранее могли попытаться сэкономить на страховке, осознали, что в случае аварии расходы на возмещение ущерба могут быть значительно выше, чем это было несколько лет назад.
Было отмечено, что краткосрочные полисы ОСАГО еще не завоевали широкую популярность. Всего оформлено лишь несколько тысяч таких полисов, в то время как общее количество полисов ОСАГО, выписываемых за год по всей стране, составляет около 42 миллионов.
Статистика аварий растет постоянно
Интересно, что самые «бесполисные» места появляются и в других аспектах статистики РСА. Удивительно, что в рейтинге частоты страховых случаев за 2023 год лидерство теперь принадлежит Дагестану, где доля страховых случаев достигла 9,3%. Почти каждый десятый владелец автомобиля с ОСАГО становится виновником ДТП.
На втором месте оказалась Ингушетия с 8%, а на третьем — Чеченская Республика с 7,4%. В сравнении, средняя частота страховых случаев по ОСАГО в России в прошлом году составила 4,5%. В Москве, где больше всего автовладельцев, этот показатель составил 5%. Самая низкая частота страховых случаев по ОСАГО зарегистрирована в Чукотском автономном округе — 0,9%. Представители РСА объясняют, что лидеры по отсутствию полисов одновременно занимают верхние позиции в рейтинге страховых случаев.
«Частота страховых случаев» означает соотношение числа страховых случаев к числу заключенных страховых договоров. Возможно, обычные водители в этих регионах ведут себя на дорогах примерно так же, как и в других частях России, схожей частотой попадания в ДТП. Однако из-за меньшего количества заключенных договоров ОСАГО в этих регионах, соотношение аварий к числу заключенных договоров оказывается выше,» — пояснили в РСА.
В Республике Южной Африки также отмечено, что регионы с высоким процентом водителей, не застрахованных по ОСАГО, находятся в лидирующей позиции в красной зоне рейтинга — с наивысшими рисками недобросовестной практики при оформлении ОСАГО.
Это означает, что в этих областях не только частота страховых случаев выше среднего уровня, но также и сумма средней выплаты по ОСАГО, процент выплат, осуществленных через суд, и доля судебных издержек в общей сумме выплат по судебным решениям.
Говорится о значительных рисках, связанных с деятельностью множества нечестных «автоюристов» в регионе, которые, манипулируя результатами экспертиз, увеличивают сумму ущерба, нанесенного автомобилям. Российский союз автостраховщиков предупредил об этом.
Источник фото: RG.ru
По статистике, самую высокую цену на полис ОСАГО платят водители, демонстрирующие агрессивное поведение за рулем, что способствует созданию опасных ситуаций на дорогах. Возможно, именно они чаще оказываются без страховки. Также случается, что страховка приобретается уже после ДТП, что является распространенной практикой, рассказал директор департамента обязательных видов страхования в компании «АльфаСтрахование» Роман Лободин.
РСА впервые признал проблему, о которой говорили еще несколько лет назад, подчеркнул вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Он отметил критическое положение с ОСАГО в регионах Северного Кавказа и Дальнего Востока. По мнению Шапарина, это связано в первую очередь с низким уровнем доходов жителей этих регионов. Сумма в 8-10 тыс. рублей за страховку является значительной для них. Таким образом, территориальные коэффициенты, влияющие на стоимость полиса, недостаточно учитывают экономическое положение региона. Эта ситуация будет только ухудшаться: даже имея полис, водитель, став участником ДТП, где виновник не застрахован по ОСАГО, не получит страховку. Многие задумаются: стоит ли покупать полис на следующий год, если он фактически бесполезен, считает эксперт.
Шапарин предположил, что в течение двух-трех лет количество водителей без обязательного автогражданского страхования (ОСАГО) в проблемных регионах увеличится до 80–85%. Последствия такого развития событий могут быть крайне серьезными, поскольку водители без страховки часто становятся участниками дорожно-транспортных происшествий не только в проблемных районах, но и в других, более благополучных регионах. Это может привести к тому, что автовладельцы в этих районах также начнут массово отказываться от приобретения автогражданской страховки. Вице-президент Национальной ассоциации страховщиков выразил опасения, что такие события могут быстро нарушить работу всей системы ОСАГО.