В 1933 году, когда нацисты пришли к власти в Германии, они сразу же приступили к проведению своей жестокой политики расовой идеологии. Летом того же года был утвержден «Закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями», который стал первым шагом в направлении утверждения «чистоты» арийской расы. Этот закон предписывал принудительную стерилизацию людей с наследственными заболеваниями, что привело к грубому нарушению прав человека и истинной гуманности. Это был лишь начало мрачной кампании нацистского режима по искоренению тех, кого они считали недостойными или нежелательными. В ходе этой политики многие невинные люди стали жертвами ужасной дискриминации и насилия, что оставило тяжелые раны в истории Германии и мировой истории в целом. Об этом пишет aif.ru
Кристально чистый генофонд
С 1 января 1934 года вступил в силу закон, предписывающий принудительную стерилизацию лиц, не отвечающих установленным нормам расовой чистоты. Целью этого закона было обеспечение генофонда немецкого народа и предотвращение передачи «наследственных заболеваний» на следующие поколения. Под действие закона подпадали люди с различными психическими отклонениями, слабоумием, эпилепсией, наследственной слепотой и глухотой, а также потомки от смешанных браков немцев с «неполноценными народами».
В период существования Третьего рейха примерно 400 тысяч немцев были вынуждены пройти стерилизацию. Закон был отменен в советской зоне оккупации практически сразу, однако в ФРГ оставался действующим формально до 1974 года.
Нет, Гитлер совершенно не был первопроходцем
В истории Европы XX века мы встречаем не только нацистские законы, направленные на угнетение и дискриминацию определенных групп населения, но и другие примеры законодательства, нацеленного на ограничение прав и свобод людей. Один из таких примеров — работа датского политика Карла Кристиана Стейнке, опубликованная в 1920 году под названием «Социальное обеспечение будущего». В этой работе Стейнке предлагал запретить размножение тем, кого он считал «неполноценными», в связи с опасениями вырождения европейцев после Первой мировой войны.
Карл Стейнке, хотя и высказывал радикальные взгляды, был влиятельным политиком в Дании и считался идеологом концепции «государства всеобщего благосостояния». Его усилия привели к принятию законов о принудительной стерилизации в 1929 году, когда он занимал пост министра социальных дел.
Этот пример показывает, что идеи о социальной инженерии и ограничении свобод могли быть частью не только нацистского режима, но и других политических течений. Он напоминает нам о важности бдительности и защиты основных прав и свобод каждого человека, даже когда подобные идеи высказываются в рамках официального законодательства.
В Дании применяли стерилизацию к тем, кого считали «морально слабыми» и «неполноценными». Этот подход был шире, чем у нацистов, включая не только преступников, но и людей с «недостаточно моральным» поведением или «бунтарским» характером. Даже политически неблагонадежные личности могли стать объектами стерилизации.
Интересно, что пациенты психиатрических клиник не учитывались в статистике, так как врачи не считали их достойными особого внимания. Вместо этого стерилизовали всех, кого посчитали нужным.
Так называемых «морально слабых» направляли в специальные учреждения на островах Ливё и Спрогё, а приговоренных к стерилизации отправляли в клиники в крупных городах.
В 1943 году в Дании стерилизация достигла своего пика во время нацистской оккупации. Удивительно, что датчане и немцы были едины в этом вопросе. Однако после освобождения страны от нацизма применение закона о стерилизации начало снижаться. Власти понимали негативные ассоциации, связанные с этой практикой, но не отменили закон.
По данным датских историков, последние случаи принудительной стерилизации в Дании отмечены в 1972 году. Считается, что с 1929 по 1967 годы было стерилизовано около 11 тысяч человек. Это число, хоть и несопоставимо с масштабами нацистских преступлений, вызывает серьезные вопросы, учитывая небольшую численность населения страны.
В 2023 году в датской прессе началось обсуждение необходимости извинений за такую практику. Однако общественное мнение осталось разделенным, и к единому мнению по этому вопросу так и не пришли.