В условиях нынешних геополитических напряжений, Соединенные Штаты и Европейские страны активно ищут альтернативные источники поставок обогащенного урана для своих ядерных реакторов. Особый интерес вызывает предприятие в Нью-Мексико, которое по мнению экспертов Bloomberg, может помочь США сократить недостаточно осознанную зависимость от российского обогащенного урана.
Что известно о заводе в Нью-Мексико
Подводные камни восстановления производства уранового топлива
Позиция России на рынке урана
Что известно о заводе в Нью-Мексико
Завод в городе Юнис, оцениваемый в 5 миллиардов долларов, является домом для сотен центрифуг, возвышающихся на 20 футов в высоту. Эти машины, работающие на сверхзвуковой скорости, выполняют критически важную операцию разделения урановых изотопов для производства топлива, используемого в атомных электростанциях. По соображениям безопасности, значительная часть инфраструктуры объекта недоступна для посетителей.
Этот комплекс уже обеспечивает около одной трети потребности США в обогащенном уране и планирует увеличить свой выпуск на 15%, что делает его ключевым участником в межконтинентальных усилиях по восстановлению производства топлива для западных атомных реакторов. Предприятие Urenco Ltd. стоит особняком как единственный коммерческий поставщик такого рода в Северной Америке, в то время как на долю России приходится примерно половина всего мирового обеспечения ураном.
Государственная корпорация «Росатом» продолжает оставаться лидирующим поставщиком урана, охватывая почти четверть из 92 функционирующих американских ядерных реакторов и обслуживая множество энергетических объектов в Европе и Азии.
Подводные камни восстановления производства уранового топлива
Переосмысление уранового топливного цикла в Северной Америке и расширение производственных мощностей в Европе представляют собой масштабный проект. Резкие перемены в политической арене, такие как последний государственный переворот в Нигере – стране, занимающей примерно 5% мирового уранового рынка и в прошлом важнейшем поставщике для Франции, ставят под угрозу стабильность и предсказуемость поставок урана, что отмечается экспертами в области геополитики. В свете этого, южноафриканская государственная энергетическая компания Eskom Holdings SOC Ltd. не продлила ядерное соглашение с США, истекшее в декабре, и вместо этого предпочла заключить контракт с Россией на совместное производство ядерного топлива, стремясь возродить национальный топливный цикл.
Неудача Запада в обновлении своего ядерного сектора может привести к необходимости продолжения сотрудничества с «Росатомом», хотя это предполагает, что российская сторона будет продолжать сотрудничество. Учитывая, что многие энергокомпании держат топливные резервы на уровне около 18 месяцев, возникает риск энергетических перебоев в случае прекращения поставок из России.
Детали о работе центрифуг Urenco, их размерах и производственной мощности не раскрываются. Ожидается, что расширение мощностей в Нью-Мексико завершится к 2027 году, как утверждают источники pronedra.ru. Усиление производства в Европе позволит компенсировать долю «Росатома» на американском рынке, заявляет Карен Фили, генеральный директор Urenco в США, не уточняя стоимость проекта.
«Мы представляем собой оптимальное решение для США», — говорит Фили. — «Увеличение производства от Urenco способно покрыть любые потери, вызванные сокращением российского импорта».
Это заявление подчеркивает экономическую уязвимость, стоящую за усилиями по переосмыслению уранового топливного бизнеса на Западе. Президент США Джо Байден и канадский премьер-министр Джастин Трюдо обязались в марте усилить диверсификацию поставок ядерного топлива через «союзников» и улучшить координацию в сферах преобразования, обогащения и производства топлива. Всего за несколько недель они привлекли Францию и Великобританию к задаче вытеснения России с рынка ядерного топлива.
Европа, потребляющая около 30% обогащенного урана из России, обладает значительно большей производственной мощностью по сравнению со США и должна оперативно реагировать на изменения. Urenco, представляющий интересы Великобритании, Германии и Нидерландов, планирует расширение на своих предприятиях, а французский Orano SA стремится увеличить свое внутреннее производство.
Позиция России на рынке урана
В текущей урановой стратегии России заложено не только обслуживание существующих, но и обеспечение будущих потребностей, с активным строительством атомных электростанций в Китае, Индии, Египте, Турции и Бангладеш. Эти страны подписали долгосрочные контракты на поставку топлива от «Росатома», что подтверждает стратегическое значение национальной безопасности и контроль правительства над производителями ядерного топлива, что типично для Китая, Европы и России. Аналитики оценивают, что Иран, входящий в число новых игроков на рынке обогащения урана, инвестировал более 13 миллиардов долларов в развитие своей инфраструктуры для достижения этого статуса.