Уголь теряет в цене: российские производители могут сократить добычу в 2024 году

Источник фото: yk24.ru

Ситуация на мировом угольном рынке может отразиться на добыче в России в 2024 г., считают аналитики. На фоне снижения цен компании могут сократить производство. Рост пошлин и расходов на логистику снижает выгоду от экспорта угля. При этом цены на твердое топливо вернулись к уровню апреля-мая 2021 г., сообщает «Коммерсантъ».

Стоимость тонны энергетического угля в марте составляла 89,7 доллара на базисе FOB Восточный. В сравнении с 2023 г. она снизилась почти на 30,3 доллара, с 2022 г. – почти на 70,3 доллара. Пока уголь стоит дороже, чем в 2020 г. Тогда цена тонны была ниже 70 долларов. Однако, хотя котировки не тестируют данный уровень, в России наблюдается сокращение экспорта. В I квартале морские поставки упали на 21% в сравнении с аналогичным периодом 2023 г., составив 33 млн т.

Снижение цен не стало неожиданностью. Ранее журналисты pronedra.ru сообщали, что такие прогнозы давали в Австралии. Представители СУЭК, основного российского производителя энергетического угля, связывают снижение цен с сезонностью и теплой зимой, способствовавших уменьшению спроса. Тем не менее, они ожидают, что спрос на уголь останется высоким в Азии.

В угольных регионах обеспокоены сложившейся ситуацией. Сергей Сокол, глава Верховного совета Хакасии, отметил, что проблемы с экспортом и железнодорожные тарифы привели к сокращению производства. Угольные компании ведут убыточную деятельность при экспорте из-за высоких транспортных расходов.

Логистические издержки рассматриваются как основная причина ухудшение рентабельности отрасли в сравнении с весной 2021 г. С учетом индексации декабря 2023 г. средний годовой рост тарифов РЖД на транспортировку энергетического угля оценивается в 22%. Одновременно был продлен срок отмены скидок на дальность. В сравнении с 2023 г. ставки аренды полувагонов поднялись на 44,3%, отмечают в Neft Research.

Угольные компании стараются добиться сокращения затрат на портовую перевалку топлива. Это единственная составляющая логистических издержек, на которую они могут влиять в настоящее время. Средняя ставка в Усть-Луге в марте сократилась на 17%, достигнув 19 долларов за тонну, а в порту Восточный — на 7%, до 20,8 доллара за тонну.

Ужесточение санкций уже привело к снижению поставок угля в Южную Корею, где импорт российского угля в марте достиг минимального уровня за последние четыре года. Южнокорейские компании заменяют российский уголь углем из Южной Африки и Колумбии. Санкции также могут привести к ограничениям в сфере фрахта и страхования судов, а также увеличению дисконтов на уголь и сокращению закупок со стороны недружественных азиатских стран, таких как Япония и Тайвань.

Евгений Грачев, директор Центра ценовых индексов, высоко оценивает сокращение добычи энергетического угля. Компании традиционно пытаются поддерживать объемы добычи, чтобы избежать роста удельной себестоимости, отметил эксперт. Однако, он добавляет, что без сокращения предложения и сезонного повышения спроса в летний период цены на уголь могут остаться низкими.