Источник фото: novostipmr.com
Действующее соглашение на поставку газа из России транзитом через Украину в Европу истекает 31 декабря. В Киеве при этом указывали на нежелание продлевать договор. В связи с этим Александр Фролов, главред ИнфоТЭК и заместитель руководителя Института национальной энергетики и главный, рассказал о «плане Б» по поставкам в интервью для «Прайм».
Эксперт отметил, что продление существующего договора потребует значительных усилий от Украины и Европы. Кроме того, стороны показали нежелание прибегать к подобным мерам. Более реальной альтернативой кажется соглашение об аукционной системе.
Суть инициативы в проведении торгов за транзитные мощности. По результатам аукциона их может забронировать «Газпром» или покупатели газа из Европы. Последний вариант предполагает пересмотр точки сдачи, указанной в долгосрочных соглашениях.
В случае невозможности договориться, вводится «план Б» — остановка транзита. Этот сценарий, как отмечают эксперты, не принесет существенного вреда в краткосрочной перспективе, так как уже ранее в 2009 г. поставки были временно приостановлены и затем возобновлены.
Россия ожидает от Европы первого шага в отношении вопросов с транзитом. Однако, в конце прошлой недели журналисты pronedra.ru, сообщали, что подобных предложений пока не поступало. Предложенный «план Б» также не исключает проблем.
Во-первых, это затруднит снабжение газом местного населения из-за технических аспектов организации поставок. Во-вторых, стоит обращать внимание на состояние украинской газотранспортной системы, требующей ремонта. При отсутствии поступлений, газовики не получают средства на обслуживание системы. Наконец, в-третьих, остановка транзита может повлечь за собой утерю части газовых поставок в условиях частичного восстановления спроса.
Полагать, что эти изменения могут стимулировать рост поставок СПГ на мировой рынок, возможно, но неоднозначно. Новые объемы могут направиться в Азию, где газовые котировки традиционно выше, что делает азиатский рынок более привлекательным с точки зрения стратегии.
Стоит отметить, что эти шаги России и Украины на фоне окончания транзитного контракта вписываются в общий контекст напряженных международных отношений и санкционной политики, что может повлечь за собой изменения в структуре поставок и торговли энергоресурсами на глобальном уровне.