Мировые цены на уголь в последнее время падают. Однако, стоимость транспортировки топлива по железной дороге остается прежней, что усиливает давление на экспортеров. По оценкам аналитиков, на логистику в цене угля на базисе FOB Дальний Восток приходится более 50% цены. Подобная ситуация наблюдается впервые, сообщает «Коммерсантъ».
Специалисты не видят эффективных способов сокращения расходов и предполагают, что снижение ставок на перевозку угля будет следствием уменьшения его экспорта. О сложной ситуации в отрасли сообщили в ЦЦИ или Центре ценовых индексов. Аналитики отмечают, что операторы железнодорожных перевозок во II квартале перешли к сезонному росту тарифов для строительных грузов, оставив без изменений ставки на перевозку угля, которые действовали в прошлые 3 месяца. Решение обусловлено низким экспортом и падением мировых цен на энергетический уголь.
Еще в ноябре 2023 г. логистика составляла 40% от экспортной цены на базисе FOB Дальний Восток. В случае сохранение подобных условий, экспортерам придется задуматься о мерах по оптимизации расходов на транспортировку.
Ранее отмечалось, что Россия поддерживает сравнительно стабильную добычу угля. Ожидалось, что показатель в 2024. будет держаться на уровне 440 млн т, сообщали на pronedra.ru. Это соответствует результатам 2023 г.
Текущие цены угля обеспечивают себестоимость на уровне 25-30 долларов. При этом железнодорожный тариф с перевалкой достигают 50 долларов. То есть, чистая маржа экспортера приближается к нулю или становится отрицательной.