Определен оптимальный вариант поставок газа для России при отказе от транзита через Украину

Источник фото: grozny-inform.ru

Соглашение о транзитных поставках газа из России в Европу через Украину заканчивает действовать в 2024 г. Вопрос о его продлении станет ключевым в энергетических отношениях сторон. Эксперты обсуждают оптимальные сценарии и возможные последствия для обеих стран, сообщает «Прайм».

Свое мнение относительно данного вопроса, в частности, высказал Алексей Белогорьев из Института энергетики и финансов. Для России, по его мнению, оптимальным сценарием было бы активное участие «Газпрома» или его дочерних компаний в украинских аукционах на бронирование газотранспортных мощностей. Это позволило бы сохранить стабильные отношения между «Газпромом» и потребителями, при этом обеспечив эффективное использование газотранспортной инфраструктуры. Это позволило бы сохранить стабильные отношения с потребителями, при этом обеспечив эффективное использование газотранспортной инфраструктуры.

Однако ключевым вопросом остается участие «Газпрома» в таких торгах. Украина отдает предпочтение резидентам ЕС. Кроме того, как сообщали на pronedra.ru, Евросоюз ранее заявлял об отсутствии планов продлевать транзитный договор. Эта позиция также может повлиять на будущее сотрудничество

Пока основной план заключается в переходе на краткосрочное (очевидно – на месяц вперед) бронирование мощностей на аукционах с января 2025 г. Однако вопрос о допущении «Газпрома» к участию остается открытым. Это может повлиять на условия бронирования и согласования с Украиной.

Для обеих сторон невыгодно продлевать долгосрочный контракт, учитывая политические и экономические неопределенности. Прекращение транзита, вопреки тревожным сценариям, пока выглядит маловероятным. За его сохранение минимум в 2025-2026 гг. будут выступать, в частности, Венгрия, Словакия и Австрия.

Остановка транзита может привести к серьезным последствиям для всех сторон, включая убытки для России в объеме почти 12 миллиардов кубометров газа, что составляет 50% экспорта в страны ЕС и бывшую Югославию. Подобные изменения могут вызвать дефицит газа для стран ЕС, что потребует экстренных мер для его компенсации.