Экспортный потенциал месторождений угля реализовался благодаря БАМу, отметил экономист

Источник фото: profile.ru

РЖД начали реализацию третьего этапа развития Восточного полигона, подписав договоры на строительство вторых тоннелей на БАМе и нового железнодорожного моста через реку Амур. Этот шаг стал значимым, учитывая, что в 2024 году исполняется 50 лет с момента начала строительства этой важной железнодорожной артерии. В преддверии юбилея «Российская газета» пообщалась с профессором НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным, чтобы поговорить о значении магистрали для экономики страны.

Блинкин отметил, что разнообразие грузов, которые будут перевозиться по БАМу, будет весьма широким. В частности, он подчеркнул роль угля, который останется важным грузом для этой дороги как сегодня, так и в будущем. Однако он также отметил, что угольная энергетика может стать объектом сдвигов в ближайшие десятилетия, что может повлиять на перспективы грузовой базы БАМа.

По мнению экономиста, проблема не столько в цене угля, сколько в том, как долго мировой энергетический рынок будет оставаться ориентированным на уголь. Пока уголь остается востребованным, колебания цен вполне естественны. Однако, если мировая экономика будет постепенно отказываться от угольной энергетики, это может серьезно повлиять на перспективы перевозок.

На вопрос о транзитном потенциале БАМа для грузов между Европой и Китаем, Блинкин отметил, что это маловероятно, учитывая структуру грузоперевозок и экономику обеих стран. Он пояснил, что морские перевозки из Китая в Европу остаются самым выгодным вариантом, даже при условии политических сложностей.

Что касается влияния БАМа на экономику регионов, примыкающих к магистрали, эксперт отметил, что, несмотря на ожидания, эта дорога осталась прежде всего транзитной и не стала центром экономической жизни. Однако он подчеркнул, что без освоения БАМа экспорт угля из ряда российских регионов был бы невозможен. Это делает магистраль ключевой для угольной промышленности. БАМ, как и Транссиб, не остаются без внимания правительства, сообщали на pronedra.ru. Ранее для магистралей были установлены долгосрочные цели развития.

Блинкин подчеркнул, что в мире реализуется множество интересных железнодорожных проектов, в том числе в сфере высокоскоростных пассажирских перевозок. Он отметил, что хотя Россия занимает приличные позиции в мире по железнодорожному транспорту, есть и другие страны, где проводятся существенные инновации в этой сфере.