Сотрудники логистического центра в поселке Заозерье под Калининградом обнаружили крупную партию кокаина, упакованную в коробки с бананами. Груз наркотика колумбийского происхождения прибыл в Россию на фуре из Европы. Эксперты рассказали, почему самый западный регион страны интересен для наркомафии и почему кокаин все чаще изымают в морских портах. Об этом сообщает издание Известия.
Колумбийские наркотики по ошибке попали в Россию
Оборотная сторона параллельного импорта
Колумбийские наркотики по ошибке попали в Россию
Полиэтиленом обернутые брикеты с кокаином весом 76 килограммов были обнаружены в девяти коробках, подписанных как перевозимые бананы.
Источник фото РИА Новости
По данным оперативников, этот груз бананов был доставлен в Германию из Колумбии морским путем, затем перевезен в Клайпеду на автомобиле, и оттуда незаконно ввезен на территорию Калининградской области через пункт пропуска «Чернышевское». После разгрузки грузовой автомобиль направился в Польшу, как сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк в своем телеграм-канале. Возбуждено уголовное дело по факту незаконного оборота наркотиков.
За последние два года международные наркокартели пытаются увеличить поставки кокаина на российский рынок. Этому свидетельствует увеличение количества изъятых партий в порту Санкт-Петербурга. В январе было изъято более тысячи брикетов «кокса» (с общим весом более тонны), прибывших из Никарагуа. Также в тот же месяц больше чем 1,2 тонны кокаина прибыли в порт из бельгийского Антверпена, скрытые среди груза кофе. В декабре прошлого года таможенники обнаружили 100 килограммов кокаина в технических отсеках холодильной установки.
Однако доставка «продукции» в Калининград из стран Евросоюза через грузовое средство не является обыденным явлением. У высококвалифицированного специалиста по международной торговле наркотиками, бывшего полковника правоохранительных органов Сергея Пелиха, имеется две гипотезы относительно происхождения кокаина в Калининградской области:
«Возможно, была нарушена логистика, и наркотик случайно попал на территорию России. С другой стороны, не исключается возможность открытия нового маршрута в нашу страну», — говорит специалист.
Согласно его высказываниям, наркотики тайно транспортируют вместе с грузом бананов по особым причинам. Бананы подвергаются особой обработке и хранятся в специализированных контейнерах, наполненных специальным газом. В транспортных документах указывается точное количество стандартных коробок с бананами и их общий вес, соответствующий размерам контейнера. Разгерметизация контейнеров категорически запрещена, чтобы не повредить товар. По прибытии груза газ удаляется, и бананы обрабатываются специальными веществами для ускорения их созревания. Только после этого они погружаются в грузовики и доставляются в магазины, поделился эксперт.
В официальном заявлении МВД отмечается, что произошла выгрузка бананов не из контейнера, а из фуры. Согласно Пелиху, это означает, что бананы были подвергнуты обработке химическими веществами перед реализацией.
По его мнению, возможность попадания кокаина в ящики с бананами имела место только на этапе упаковки в стране отправления. Самым крупным поставщиком бананов является Эквадор, отгрузка которых осуществляется в порту Гуаякиль. Пелих отмечает, что данный порт находится под контролем местных наркогруппировок, связанных с мексиканскими наркокартелями.
Эксперт считает, что контейнер с кокаином, прибывший в Германию под видом «бананового» груза, был разгружен на месте, однако из-за некоторых обстоятельств лица, ответственные за прием наркотиков, не смогли извлечь помеченные ящики.
Исходя из предположения эксперта, возможно, произошла путаница, и фура была ошибочно отправлена заказчику бананов в Россию. В некоторых случаях целые морские контейнеры попадают не по назначению, и в них обнаруживают запрещенные предметы.
Эксперт также считает, что большая партия наркотиков, поступившая в Калининградскую область, могла быть испытательной. Это может быть не первая попытка наркоторговцев находить новые пути для своего контрабандного бизнеса. По мнению эксперта, в таких схемах часто используют водителей «наугад», не раскрывая им полной картины. В противном случае водитель мог бы передать ящики сообщникам, что указывает на сложные механизмы действий внутри наркоторговых сетей.
Оборотная сторона параллельного импорта
источник фото Аргументы и факты
В соответствии с высказыванием Пелиха, в настоящее время таможенные и пограничные проверки не работают так эффективно, как ранее, из-за различных причин. Он указывает на то, что уровень контроля в евротаможне ниже, чем у нас. В настоящее время стратегия направлена на параллельный импорт, что позволяет ввозить необходимые товары из-за их невозможности производства на местном уровне, и согласно Пелиху, это является правильным подходом.
«Но возникает некий коллапс при досмотре грузов: нервозность, очереди, большой поток на определенных направлениях, как с Литвой, где очереди достигали 40 км. Опять же — недостаточное количество личного состава силовиков и площадок для более тщательного досмотра. Таможня имеет индекс досмотра от 0 до 100, на который влияют упомянутые факторы. Также на эффективности поиска наркотиков сказывается работа поисковых собак. У каждой индивидуальный график. Одна собака может работать три часа и два должна отдыхать, другая час, а остальное время будет халтурить. Это существенно влияет на «пропуск» запрещенного груза», — комментирует специалист.
Он не исключает и коррупционную составляющую. Капитан судна и его команда не несут ответственности за обнаружение большой партии наркотиков на борту, если они не осведомлены об этом, утверждает адвокат Константин Кудряшов, специализирующийся на делах, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Однако если члены экипажа знали о наличии запрещенного груза, то они могут быть привлечены к уголовной ответственности за контрабанду наркотиков, добавляет адвокат.
По словам специалиста, моряки часто действуют в тайне, чтобы избежать утечки информации правоохранительным органам. Он не исключает, что информация о наркотиках, найденных на борту, может быть лишь выдумкой, задуманной для скрытия истинного происхождения груза от информаторов или коллег за границей.
«Контрабанда наркотиков — это любое их перемещение через границу, не важно, ввоз или вывоз. Особо крупный размер кокаина раньше составлял полтора килограмма, а недавно был уменьшен до 200 г. Поэтому за провоз через границу 76 кг кокаина грозит обвинение в контрабанде наркотиков в особо крупном размере — по ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненное заключение», — указал эксперт.
Очевидно, что найденное количество кокаина, предположительно, не было предназначено для личного употребления, а скорее для сбыта, как считает адвокат по имени Кудряшов.
«В связи с этим возбуждено еще одно уголовное дело по факту покушения на сбыт наркотиков в крупном объеме согласно ч. 3 ст. 30 и ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, за что грозит до 15 лет заключения в колонии строгого режима», — подчеркнул собеседник.