Логистика «с упором» на Севморпуть: значимость маршрута выросла на фоне конфликта на Ближнем Востоке

Логистика «с упором» на Севморпуть: значимость маршрута выросла на фоне конфликта на Ближнем Востоке

Источник фото: devsday.ru

По мнению доктора экономических наук и заместителя председателя общественного совета при Комитете по делам Арктики Санкт-Петербурга Алексея Фадеева, увеличение военных, транспортных и экономических рисков для грузоперевозок по Суэцкому каналу на Ближнем Востоке может сделать Северный морской путь (СМП) предпочтительным логистическим маршрутом для доставки грузов из Европы в Азию. Это приведет к значительному увеличению объема грузопотока в будущем, сообщает ТАСС.

Влияние конфликта на логистику

Эксперт указал на значительное влияние текущей геополитической ситуации на Ближнем Востоке на мировые логистические потоки. Стоимость грузоперевозок через Суэцкий канал, который является кратчайшим путем из Китая в Европу, резко возросла до почти 7 000 за контейнер к марту 2024 года, в сравнении с 750 до начала кризиса. В связи с этим альтернативный маршрут через мыс Доброй Надежды становится более привлекательным, несмотря на его длину и более высокую стоимость.

Фадеев также отметил, что вовлечение третьих стран, таких как Египет, в конфликт на Ближнем Востоке создает риски для безопасного использования Суэцкого канала в целом. Кроме того, ситуация на Ближнем Востоке имеет прямое влияние на рынок углеводородов, особенно СПГ. Контролируемый Ираном Ормузский пролив перевозит около 25% мирового объема СПГ, и любые возможные проблемы в этом регионе могут привести к резкому увеличению цен на газ с непредсказуемыми последствиями для мирового рынка.

Перспективы СМП

Эксперт отмечает увеличение интереса к Северному морскому пути (СМП) в контексте текущей геополитической обстановки. Фадеев указывает на отсутствие военных и логистических рисков, которые присущи ближневосточным каналам. Так, журналисты pronedra.ru сообщали о планах «Газпром нефти» нарастить поставки нефти по данному маршруту. По словам аналитика, это может привести к увеличению объемов транзита через СМП как минимум в 2 раза.

Однако точно просчитать стоимость прохода по СМП в настоящее время затруднительно из-за неопределенности в использовании коридора различными типами судов и объемами грузов. Несмотря на это, эксперты отмечают, что маршрут через СМП из Азии в Европу значительно короче, что может снизить затраты на топливо и фрахт судов. При этом с развитием ледокольного флота России и инфраструктуры СМП стоимость прохода будет снижаться, что привлечет еще больше грузоотправителей.

Китай, как главный внешнеторговый партнер для многих стран, нуждается в регулярных и безопасных поставках товаров из Азии. Эксперты считают, что именно СМП может обеспечить такие поставки, особенно в контексте увеличения транзитных перевозок вдоль этого маршрута.

Данные Росатома, инфраструктурного оператора СМП, свидетельствуют о растущем интересе к этому коридору со стороны грузоперевозчиков. В 2023 г. количество разрешений на движение судов в акватории СМП выросло, а международные транзиты через этот маршрут стали все более эффективными и востребованными.