Источник фото: happy-laser.ru
Экономическая война против России, как новое экономическое потрясение (если не сказать — катастрофа), которое устроила администрация Джозефа Байдена вместе с Евросоюзом, затронуло все страны мира. Антироссийские санкции, задуманные как способ навредить экономике России, ударили по фундаменту западной экономики — доступу к дешевой энергии и ресурсам. Наибольший урон был нанесен странам с высоким уровнем развития промышленности. Среди них выделяется Япония — островное государство, прославленный лидер в сфере высоких технологий, роботизации, производства автомобилей, электроники, промышленного оборудования и машин. Однако, с началом санкций Япония начала терять свои позиции лидера.
Год начался ля Японии с неприятных новостей: правительство опубликовало данные о ВВП, из которых следует, что японская экономика уступила третье место Германии и опустилась на четвертое место в мире. Среди причин “отрицательного роста” — сокращение внутреннего спроса. ВВП страны снизился на 0,4% в IV квартале 2023 года и на 3,3% в III квартале. Также по данным японского Минфина, объем промышленного производства страны в январе 2024 года снизился на 7,5% по сравнению с декабрем 2023 г. Среди показательных примеров сокращения спроса и его влияния на промышленность — снижение потребления топлива на японских АЗС. И дело здесь не в замене автомобилей ДВС на электрокары, тут Япония наоборот, тянет рынок назад. Меньше топлива покупают потому что население страны стареет: по данным на 2024 год доля японцев старше 65 лет составляет уже более трети, а к 2050 году она увеличится до 40%. Заправлять автомобили скоро станет некому. Деградация топливного рынка приводит к закрытию НПЗ. В этом году под снос пошел завод ENEOS (120 000 барр. в сутки), в следующем году закроется Idemitsu Kosan (такой же мощности). Это процесс уже необратим для японской экономики — она уже не может конкурировать с Китаем в регионе, а в скором времени не сможет конкурировать и на внутреннем рынке.
Еще одной причиной спада внутреннего спроса ряд экономистов называет отсутствие роста заработных плат. За последние 30 лет номинальная заработная плата в Японии практически не изменилась. Тем не менее, отметим, что такой порядок не мешал Японии сохранять лидерство, а разница между ростом доходов и ростом цен не была заметна до начала экономической войны против России.
Было бы неверным утверждать, что японские власти не осознают всю опасность, а просто публикуют отчеты. Проблемы экономики и пути их решения всегда в центре внимания правительства. Но когда власть в стране зависит от решений Госдепа в Вашингтоне, даже самые умные решения обречены на провал. Одним из таких решений стало создание в Японии одного из крупнейших в мире газовых хабов и наращивание мощностей по хранению и перевозке СПГ. Судостроение исторически развитая отрасль в островной стране, и поэтому японским верфям не составило особого труда построить самый большой флот судов для перевозки LNG и LPG как по стоимости (37,8 млрд и 13,4 млрд долларов соответственно), так и по количеству – 202 судна для перевозки СПГ и 344 СНГ (для сжиженного нефтяного газа) судна.
Роль газового хаба Япония также заняла довольно быстро, хоть на нее претендовал Сингапур. Однако Японию поддержали американские производители газа что вывело островное государство в лидеры по импорту СПГ. Несколько лет Япония была крупнейшим покупателем СПГ, иногда уступая только КНР. Газ стал “вторым дыханием” для японской экономики, позволяя удовлетворять спрос как на внутреннем рынке, так и выгодно перепродавать его в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Главными поставщиками СПГ стали Австралия, США, Россия и страны Персидского залива. Но после начала санкций против России, к которым была обязана присоединиться Япония, выгода от перепродажи газа приблизилась к нулю.
Сопротивляясь решению старшего партнера, Япония некоторое время саботировала санкции против российского СПГ, ведь на реализацию совместных проектов японские компании вложили миллиарды долларов, а 60% всего газа с “Сахалин СПГ-2” направлялось в японские порты. Однако, как точно заметил посол России в Японии Николай Ноздрев США, вводя санкции против Арктик СПГ и других российских проектов, не стали учитывать позицию Токио, а поставили его перед фактом. И теперь Япония осталась с огромными мощностями по хранению и перевозке газа, которые слишком велики для внутреннего потребления, а на внешнем рынке нишу поставок газа в АТР заняла Россия. Поставлять японцам газ, по сути, некуда. Как отмечается в отчете Института энергетической экономики и финансового анализа (IEEFA), переизбыток СПГ на рынке Японии к 2030 г. может достигнуть 11 млн тонн в год. Чтобы хоть как-то стимулировать потребление, японские компании инвестируют в газовую инфраструктуру за пределами Японии: в терминалы регазификации и электростанции, работающие на СПГ.
Теперь Япония вновь станет потребителем, а не игроком на рынке СПГ. США и Австралия довольно агрессивно занимают рынок и Японии в ней уделено место покупателя, причем как стране пока еще богатой, цены на газ американцы будут устанавливать соответствующие.
В стремлении снизить зависимость от внешних поставок, Япония вернулась к развитию атомных электростанций. Трагедия в Фукусиме хоть и нанесла ущерб, но в текущих реалиях дешевая собственная энергия важнее опасности повторения экологической катастрофы. Постепенно, один за одним вводится в эксплуатацию простаивающие атомные реакторы, число которых доведено до 12 штук, суммарной мощностью 11 ГВт. Еще 5 реакторов прошли технологический аудит и готовы вернуться в работу в ближайшее время. 10 реакторов, потенциально готовых к работе, проходят проверку.
Однако, ввод в эксплуатацию АЭС гораздо дороже строительства газовых электростанций и такая политика будет стоить Японии колоссальных средств. Государственный долг вновь начнет увеличиваться, и хоть большую его часть составляют заимствования внутри страны, однако это ресурс не кажется бесконечным на фоне демографических проблем. Если прогнозы по старению населения оправдаются, то занимать японскому правительству придется у других стран и тут, конечно, Японию не оставят без внимания США и подконтрольные им международные финансовые институты. К этому стоит добавить, что не только Япония будет развивать АЭС, но и страны ЕС, а также КНР. Такой спрос на уран может кратно повысить его стоимость на рынке, что уже происходит и сейчас — за прошлый год его цена выросла вдвое, но и за такую цену купить его довольно сложно, ведь существующих объемов выпуска просто не хватает на всех.
Несмотря на довольно мрачные перспективы японское правительство успокаивает своих граждан. Летом была опубликована программа «Грандиозный замысел и план действий для новой формы капитализма», которая включает в себя 4 главных направлений развития: реформу труда, которая включает инвестиции в развитие кадров внутри страны и повышение зарплат; привлечение инвестиций в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; поддержка стартапов и цифровизация городов, усиление поддержки социальных предпринимателей, включая продвижение культуры пожертвований и венчурной филантропии, и поощрение импакт-инвестирования.