Источник фото: mirnas.ru
Производство топлива в годовом выражении в первые 30 дней января снизилась на 1,8%, составив 3,49 млн тонн. Поступления, в частности, сократились в связи с аварией на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа. Одновременно внутренние отгрузки горючего в годовом выражении увеличились на 6,5%. Это стало возможным благодаря сокращению экспорта бензина нефтекомпаниями почти на 33%, сообщает «Коммерсантъ».
Согласно информации издания, несмотря на сокращение общего объема производства, ряд нефтекомпаний все же превысили свои планы. «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть» выполнили поставки на внутренний рынок с избытком, причем последние две компании превысили свои планы на 12% и 7% соответственно. Есть и «отстающие». Так, «Сурутнефтегаз» выполнил всего около 50% плана. Компании, как известно журналистам pronedr.ru, принадлежит Киришский НПЗ.
В Минэнерго предупредили о направлении в правительство информации от значимых отклонений от рекомендаций и планов. В этом случае будет проведен анализ и предложены дальнейшие решения на высшем уровне. Пока же в ведомстве утверждают, что компании в целом демонстрируют ответственное отношение к выполнению рекомендаций, и значительных отклонений не зафиксировано.
Главной причиной январского спада считается авария на предприятии «ЛУКОЙЛа» Производство бензина Аи-95 на Нижегородском НПЗ уменьшилось примерно на 200 000 т в месяц. В Минэнерго обещали направить на рынок дополнительный объем горючего. Однако, сокращение производства оказалось ощутимым.
Экспорт бензина в январе уменьшили почти все нефтяные компании. Показатель сократился на 31,5% в сравнении с аналогичным месяцем 2023 г. Объемы разнятся, в зависимости от поставщика. Так, экспорт «ЛУКОЙЛа» уменьшился в 6 раз, «Роснефти» — на 53%. «Газпром нефть» сократила поставки на 23%.
Атаки беспилотников также затронули НПЗ в Усть-Луге и Туапсе, но так как они основным образом поставляют топливо на экспорт, остановка их работы почти не повлияла на внутренний рынок. Однако, по словам источников, рынок ожидает, что в феврале экспорт бензина из России снизится довольно существенно.
На фоне этих событий, регуляторы начали проявлять активность в сфере ценообразования на топливо. Рост цен на бензин вызванный аварией на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа стал предметом внимания. ФАС настаивала на снижении стоимости топлива на АЗС, приобретенного по более низким ценам в декабре. Также регулятор активизировал борьбу с алгоритмическими системами закупок топлива на бирже. Эти меры уже привели к снижению цен на бензин на СПбМТСБ в начале февраля.
Таким образом, российский рынок бензина в январе-феврале прошел через несколько сложных событий, включая сокращение производства из-за аварии и вмешательство регуляторов для стабилизации цен. Перспективы дальнейшего развития рынка будут зависеть от успешности восстановления производства и эффективности мер по смягчению воздействия негативных факторов.